Тема - Звуковая система ПК
Студент должен:
иметь представление:
· о звуковой системе ПК
знать:
· принципы обработки звуковой информации;
· состав звуковой подсистемы ПК;
· основные характеристики звуковых плат
Звуковая система ПК. Состав звуковой системы ПК. Принцип работы и технические характеристики звуковых плат. Направления совершенствования звуковой системы. Принцип обработки звуковой информации. Спецификация звуковых систем.
Методические указания
Звуковая система ПК — комплекс программно-аппаратных средств, выполняющих следующие функции:
- запись звуковых сигналов, поступающих от внешних источни ков, например, микрофона или магнитофона, путем преобразо вания входных аналоговых звуковых сигналов в цифровые и по следующего сохранения на жестком диске;
- воспроизведение записанных звуковых данных с помощью внешней акустической системы или головных телефонов (науш ников);
- воспроизведение звуковых компакт-дисков;
- микширование (смешивание) при записи или воспроизведе нии сигналов от нескольких источников;
- одновременная запись и воспроизведение звуковых сигналов (режим Full Duplex );
- обработка звуковых сигналов: редактирование, объединение или разделение фрагментов сигнала, фильтрация, изменение его уровня;
- обработка звукового сигнала в соответствии с алгоритмами объемного (трехмерного — 3 D - Sound ) звучания;
- генерирование с помощью синтезатора звучания музыкальных инструментов, а также человеческой речи и других звуков;
- управление работой внешних электронных музыкальных инст рументов через специальный интерфейсMIDI .
Звуковая система ПК конструктивно представляет собой зву ковые карты, либо устанавливаемые в слот материнской пла ты, либо интегрированные на материнскую плату или карту рас ширения другой подсистемы ПК. Отдельные функциональные мо дули звуковой системы могут выполняться в виде дочернихплат, устанавливаемых в соответствующие разъемы звуковой карты.
Рисунок 10 - Структура звуковой системы ПК
Классическая звуковая система, как показано на рис. 5.1, со держит:
· модуль записи и воспроизведения звука;
· модуль синтезатора;
· модуль интерфейсов;
· модуль микшера;
· акустическую систему.
Первые четыре модуля, как правило, устанавливаются на зву ковой карте. Причем существуют звуковые карты без модуля син тезатора или модуля записи/воспроизведения цифрового звука. Каждый из модулей может быть выполнен либо в виде отдельной микросхемы, либо входить в состав многофункциональной микросхемы. Таким образом, Chipset звуковой системы может содер жать как несколько, так и одну микросхему.
Конструктивные исполнения звуковой системы ПК претерпе вают существенные изменения; встречаются материнские платы с установленным на них Chipset для обработки звука.
Однако назначение и функции модулей современной звуковой системы (независимо от ее конструктивного исполнения) не меняются. При рассмотрении функциональных модулей звуковой карты принято пользоваться терминами «звуковая система ПК» или «звуковая карта
Вопросы для самоконтроля:
1. Звуковая система ПК;
2. Состав звуковой системы ПК;
3. Принцип работы и технические характеристики звуковых плат;
4. Направления совершенствования звуковой системы;
5. Принцип обработки звуковой информации;
6. Спецификация звуковых систем.
Тема - Модуль интерфейсов обработки звуковой информации
Студент должен:
иметь представление:
· о звуковой системе ПК
знать:
· состав звуковой подсистемы ПК;
· принцип работы модуля записи и воспроизведения;
· принцип работы модуля синтезатора;
· принцип работы модуля интерфейсов;
· принцип работы модуля микшера;
· организацию работы акустической системы.
Состав звуковой подсистемы ПК. Модуль записи и воспроизведения. Модуля синтезатора. Модуль интерфейсов. Модуль микшера. Принцип работы и технические характеристики акустических систем. Программное обеспечение. Форматы звуковых файлов. Средства распознавания речи.
Методические указания
Модуль записи и воспроизведения звуковой системы осуще ствляет аналого-цифровое и цифроаналоговое преобразования в режиме программной передачи звуковых данных или передачи их по каналам DMA ( DirectMemory Access — канал прямого доступа к памяти).
Запись звука — это сохранение информации о колебаниях зву кового давления в момент записи. В настоящее время для записи и передачи информации о звуке используются аналоговые и циф ровые сигналы. Другими словами, звуковой сигнал может быть представлен в аналоговой или цифровой форме.
На вход звуковой карты ПК в большинстве случаев звуковой сигнал подается в аналоговой форме. В связи с тем что ПК опери рует только цифровыми сигналами, аналоговый сигнал должен быть преобразован в цифровой. Вместе с тем акустическая систе ма, установленная на выходе звуковой карты ПК, воспринимает только аналоговые электрические сигналы, поэтому после обра ботки сигнала с помощью ПК необходимо обратное преобразова ние цифрового сигнала в аналоговый.
Аналого-цифровое преобразование представляет собой преобра зование аналогового сигнала в цифровой и состоит из следующих основных этапов: дискретизации, квантования и кодирования.
Предварительно аналоговый звуковой сигнал поступает на ана логовый фильтр, который ограничивает полосу частот сигнала.
Дискретизация сигнала заключается в выборке отсче тов аналогового сигнала с заданной периодичностью и определя ется частотой дискретизации. Причем частота дискретизации дол жна быть не менее удвоенной частоты наивысшей гармоники (частотной составляющей) исходного звукового сигнала.
Квантование по амплитуде представляет собой измерение мгновенных значений амплитуды дискретного по времени сигна ла и преобразование его в дискретный по времени и амплитуде. На рисунке 11 показан процесс квантования по уровню аналогового сигнала, причем мгновенные значения амплитуды кодируются 3-разрядными числами.
Рисунок 11 - Схема аналого-цифрового преобразования звукового сигнала
Кодирование заключается в преобразовании в цифровой код квантованного сигнала. При этом точность измерения при кван товании зависит от количества разрядов кодового слова.
Рисунок 12 - Дискретизация по времени и квантование по уровню аналогового сигнала кван тования амплитуды отсчета.
Аналого-цифровое преобразование осуществляется специаль ным электронным устройством — аналого-цифровым преобразова телем (АЦП), в котором дискретные отсчеты сигнала преобразу ются в последовательность чисел. Полученный поток цифровых данных, т.е. сигнал, включает как полезные, так и нежелатель ные высокочастотные помехи, для фильтрации которых получен ные цифровые данные пропускаются через цифровой фильтр.
Цифроаналоговое преобразование в общем случае происходит в два этапа, как показано на рисунке 12. На первом этапе из потока цифровых данных с помощью цифроаналогового преобразователя (ЦАП) выделяют отсчеты сигнала, следующие с частотой диск ретизации. На втором этапе из дискретных отсчетов путем сглаживания (интерполяции) формируется непрерывный аналоговый сигнал с помощью фильтра низкой частоты, который подавляет периодические составляющие спектра дискретного сигнала.
Для уменьшения объема цифровых данных, необходимых для представления звукового сигнала с заданным качеством, исполь зуют компрессию (сжатие), заключающуюся в уменьшении количества отсчетов и уровней квантования или числа бит, приходящихся на один отсчет.
Рисунок 13 - Схема цифроаналогового преобразования
Подобные методы кодирования звуковых данных с использо ванием специальных кодирующих устройств позволяют сократить объем потока информации почти до 20% первоначального. Выбор метода кодирования при записи аудиоинформации зависит от набора программ сжатия — кодеков (кодирование-декодирование), поставляемых вместе с программным обеспечением звуковой карты или входящих в состав операционной системы.
Выполняя функции аналого-цифрового и цифроаналогового преобразований сигнала, модуль записи и воспроизведения цифрового звука содержит АЦП, ЦАП и блок управления, которые обычно интегрированы в одну микросхему, также называемую кодеком. Основными характеристиками этого модуля являют ся: частота дискретизации; тип и разрядность АЦП и ЦАП; спо соб кодирования аудиоданных; возможность работы в режиме Full Duplex .
Частота дискретизации определяет максимальную час тоту записываемого или воспроизводимого сигнала. Для записи и воспроизведения человеческой речи достаточно 6 — 8 кГц; музыки с невысоким качеством — 20 — 25 кГц; для обеспечения высококачественного звучания (аудиокомпакт-диска) частотадискретизации должна быть не менее 44 кГц. Практически все звуковые карты поддерживают запись и воспроизведение стерео фонического звукового сигнала с частотой дискретизации 44,1 или 48 кГц.
Разрядность АЦП и ЦАП определяет разрядность пред ставления цифрового сигнала (8, 16 или 18 бит).
Full Duplex (полный дуплекс) — режим передачи данных по каналу, в соответствии с которым звуковая система может одновременно принимать (записывать) и передавать (воспроизводить) аудиоданные. Однако не все звуковые карты поддерживают этот режим в полном объеме, поскольку не обеспечивают высокое качество звука при интенсивном обмене данными. Такие карты можно использовать для работы с голосовыми данными в Internet , на пример, при проведении телеконференций, когда высокое каче ство звука не требуется.
Модуль синтезатора
Электромузыкальный цифровой синтезатор звуковой системы позволяет генерировать практически любые звуки, в том числе и звучание реальных музыкальных инструментов. Принцип действия синтезатора иллюстрирует рисунке 14.
Синтезирование представляет собой процесс воссоздания струк туры музыкального тона (ноты). Звуковой сигнал любого музыкаль ного инструмента имеет несколько временных фаз. На рисунке 15, апоказаны фазы звукового сигнала, возникающего при нажатии клавиши рояля. Для каждого музыкального инструмента вид сиг нала будет своеобразным, но в нем можно выделить три фазы: атаку, поддержку и затухание. Совокупность этих фаз называется амплитудной огибающей, форма которой зависит от типа музы кального инструмента. Длительность атаки для разных музы кальных инструментов изменяется от единиц до нескольких де сятков или даже до сотен миллисекунд. В фазе, называемой под держкой, амплитуда сигнала почти не изменяется, а высота музыкального тона формируется во время поддержки. Последнейфазе, затуханию, соответствует участок достаточно быстрого уменьшения амплитуды сигнала.
В современных синтезаторах звук создается следующим образом. Цифровое устройство, использующее один из методов синте за, генерирует так называемый сигнал возбуждения с заданной высотой звука (ноту), который должен иметь спектральные ха рактеристики, максимально близкие к характеристикам имитируемого музыкального инструмента в фазе поддержки, как пока зано на рисунке 15, б. Далее сигнал возбуждения подается на фильтр, имитирующий амплитудно-частотную характеристику реальногомузыкального инструмента. На другой вход фильтра подается сигнал амплитудной огибающей того же инструмента. Далее совокупность сигналов обрабатывается с целью получения специальных звуковыхэффектов, например, эха (реверберация), хорового исполнения (хо- рус). Далее производятся цифроаналоговое преобразование и фильт рация сигнала с помощью фильтра низких частот (ФНЧ).
Рисунок 15 - Принцип действия современного синтезатора: а — фазы звукового сигнала; 6 — схема синтезатора
Основные характеристики модуля синтезатора:
1. метод синтеза звука;
2. объем памяти;
3. возможность аппаратной обработки сигнала для создания зву ковых эффектов;
4. полифония — максимальное число одновременно воспроиз водимых элементов звуков.
Метод синтеза звука, использующийся в звуковой системе ПК, определяет не только качество звука, но и состав системы. На практике на звуковых картах устанавливаются синтезаторы, генерирующие звук с использованием следующих методов.
Метод синтеза на основе частотной модуляции ( Frequency Modulation Synthesis — FM -синтез) предполагает исполь зование для генерации голоса музыкального инструмента как минимум двух генераторов сигналов сложной формы. Генератор не сущей частоты формирует сигнал основного тона, частотно-модулированный сигналом дополнительных гармоник, обертонов, определяющих тембр звучания конкретного инструмента. Генератор огибающей управляет амплитудой результирующего сигнала. FM -генератор обеспечивает приемлемое качество звука, отлича ется невысокой стоимостью, но не реализует звуковые эффекты. В связи с этим звуковые карты, использующие этот метод, не рекомендуются в соответствии со стандартом РС99.
Синтез звука на основе таблицы волн ( Wave Table Synthesis — WT -синтез) производится путем использования пред варительно оцифрованных образцов звучания реальных музыкальных инструментов и других звуков, хранящихся в специальной ROM , выполненной в виде микросхемы памяти или интегриро ванной в микросхему памяти WT -генератора. WT -синтезатор обеспечивает генерацию звука с высоким качеством. Этот метод синтеза реализован в современных звуковых картах.
Объем памяти на звуковых картах с WT -синтезатором может увеличиваться за счет установки дополнительных элементов памяти ( ROM ) для хранения банков с инструментами.
Звуковые эффекты формируются с помощью специального эффект процессора, который может быть либо самостоя тельным элементом (микросхемой), либо интегрироваться в состав WT -синтезатора. Для подавляющего большинства карт с WT -син тезом эффекты реверберации и хоруса стали стандартными.Синтез звука на основе физического моделирования предусматривает использование математических моделей звуко образования реальных музыкальных инструментов для генерации в цифровом виде и для дальнейшего преобразования в зву ковой сигнал с помощью ЦАП. Звуковые карты, использую щие метод физического моделирования, пока не получили широкого распространения, поскольку для их работы требуется мощный ПК.
Модуль интерфейсов обеспечивает обмен данными между звуко вой системой и другими внешними и внутренними устройствами.
Интерфейс PCI обеспечивает широкую полосу пропускания (например, версия 2.1 — более 260 Мбит/с), что позволяет пере давать потоки звуковых данных параллельно. Использование шины PCI позволяет повысить качество звука, обеспечив отношение сигнал/шум свыше 90 дБ. Кроме того, шина PCI обеспечиваетвозможность кооперативной обработки звуковых данных, когда задачи обработки и передачи данных распределяются между зву ковой системой и CPU .
MIDI ( Musical Instrument Digital Interface — цифровой интерфейс музыкальных инструментов) регламентируется специальным стан дартом, содержащим спецификации на аппаратный интерфейс: типы каналов, кабели, порты, при помощи которых MIDI -уст ройства подключаются один к другому, а также описание поряд ка обмена данными — протокола обмена информацией между MIDI -устройствами. В частности, с помощью MIDI -команд можно управлять светотехнической аппаратурой, видеооборудовани ем в процессе выступления музыкальной группы на сцене. Уст ройства с MIDI -интерфейсом соединяются последовательно, об разуя своеобразную MIDI -сеть, которая включает контроллер — управляющее устройство, в качестве которого может быть исполь зован как ПК, так и музыкальный клавишный синтезатор, а так же ведомые устройства (приемники), передающие информацию в контроллер по его запросу. Суммарная длина MIDI -цепочки не ограничена, но максимальная длина кабеля между двумя MIDI -устройствами не должна превышать 15 метров.
Подключение ПК в MIDI -сеть осуществляется с помощью спе циального MIDI -адаптера, который имеет три MIDI -порта: вво да, вывода и сквозной передачи данных, а также два разъема для подключения джойстиков.
В состав звуковой карты входит интерфейс для подключения приводов CD - ROM
Модуль микшера
Модуль микшера звуковой карты выполняет:
1. коммутацию (подключение/отключение) источников и при емников звуковых сигналов, а также регулирование их уровня;
2. микширование (смешивание) нескольких звуковых сигналов и регулирование уровня результирующего сигнала.
К числу основных характеристик модуля микшера относятся:
1. число микшируемых сигналов на канале воспроизведения;
2. регулирование уровня сигнала в каждом микшируемом ка нале;
3. регулирование уровня суммарного сигнала;
4. выходная мощность усилителя;
5. наличие разъемов для подключения внешних и внутреннихприемников/источников звуковых сигналов.
Источники и приемники звукового сигнала соединяются с модулем микшера через внешние или внутренние разъемы. Вне шние разъемы звуковой системы обычно находятся на задней па нели корпуса системного блока: Joystick / MIDI — для подключения джойстика или MIDI -адаптера; MicIn — для подключения микрофона;LineIn — линейный вход для подключения любых источников звуковых сигналов; LineOut — линейный выход дляподключения любых приемников звуковых сигналов; Speaker — для подключения головных телефонов (наушников) или пассивной акустической системы.
Программное управление микшером осуществляется либо средствами Windows , либо с помощью программы-микшера, поставля емой в комплекте с программным обеспечением звуковой карты.
Совместимость звуковой системы с одним из стандартов звуковых карт означает, что звуковая система будет обеспечивать качественное воспроизведение звуковых сигналов. Проблемы со вместимости особенно важны для DOS -приложений. Каждое из них содержит перечень звуковых карт, на работу с которыми DOS -приложение ориентировано.
Стандарт Sound Blaster поддерживают приложения в виде игр для DOS , в которых звуковое сопровождение запрограммировано с ориентацией на звуковые карты семейства Sound Blaster .
Стандарт Windows Sound System ( WSS ) фирмы Microsoft включает звуковую карту и пакет программ, ориентированный в основном на бизнес-приложения.
Акустическая система (АС) непосредственно преобразует зву ковой электрический сигнал в акустические колебания и является последним звеном звуковоспроизводящего тракта. В состав АС, как правило, входят несколько звуковых коло нок, каждая из которых может иметь один или несколько дина миков. Количество колонок в АС зависит от числа компонентов, составляющих звуковой сигнал и образующих отдельные звуковые каналы.
Как правило, принцип действия и внутреннее устройство зву ковых колонок бытового назначения и используемых в техниче ских средствах информатизации в составе акустической системы PC практически не различаются.
В основном АС для ПК состоит из двух звуковых колонок, ко торые обеспечивают воспроизведение стереофонического сигна ла. Обычно каждая колонка в АС для ПК имеет один динамик, однако в дорогих моделях используются два: для высоких и низ ких частот. При этом современные модели акустических систем позволяют воспроизводить звук практически во всем слышимом частотном диапазоне благодаря применению специальной конст рукции корпуса колонок или громкоговорителей.
Для воспроизведения низких и сверхнизких частот с высоким качеством в АС помимо двух колонок используется третий звуко вой агрегат — сабвуфер ( Subwoofer ), устанавливаемый под ра бочим столом. Такая трехкомпонентная АС для ПК состоит из двух так называемых сателлитных колонок, воспроизводящихсредние и высокие частоты (примерно от 150 Гц до 20 кГц), и сабвуфера, воспроизводящего частоты ниже 150 Гц.
Отличительная особенность АС для ПК — возможность наличия собственного встроенного усилителя мощности. АС со встро енным усилителем называется активной. Пассивная АС усилителя не имеет.
Главное преимущество активной АС состоит в возможности подключения к линейному выходу звуковой карты. Питание ак тивной АС осуществляется либо от батареек (аккумуляторов), либо от электрической сети через специальный адаптер, выполненный в виде отдельного внешнего блока или модуля питания, устанав ливаемого в корпус одной из колонок.
Выходная мощность акустических систем для ПК может изме няться в широком диапазоне и зависит от технических характе ристик усилителя и динамиков. Если система предназначена для озвучивания компьютерных игр, достаточно мощности 15 — 20 Вт на колонку для помещения средних размеров. При необходимости обеспечения хорошей слышимости во время лекции или презентации в большой аудитории возможно использовать одну АС, имеющую мощность до 30 Вт на канал. С увеличением мощности АС увеличиваются ее габаритные размеры и повышается стоимость.
Основные характеристики АС: полоса воспроизводимых частот, чувствительность, коэффициент гармоник, мощность.
Полоса воспроизводимых частот ( FrequencyRespon se) — это амплитудно-частотная зависимость звукового давления, или зависимость звукового давления (силы звука) от частоты переменного напряжения, подводимого к катушке динамика. Полоса частот, воспринимаемых ухом человека, находится в диапазоне от 20 до 20 000 Гц. Колонки, как правило, имеют диапазон, ограниченный в области низких частот 40 — 60 Гц. Решить проблему воспроизведения низких частот позволяет использование сабвуфера.
Чувствительность звуковой колонки ( Sensitivity) характеризуется звуковым давлением, которое она создает на расстоянии 1 м при подаче на ее вход электрического сигнала мощностью 1 Вт. В соответствии с требованиями стандартов чувствительность определяется как среднее звуковое давление в определенной полосе частот.
Чем выше значение этой характеристики, тем лучше АС передает динамический диапазон музыкальной программы. Разница между самыми «тихими» и самыми «громкими» звуками современных фонограмм 90 — 95 дБ и более. АС с высокой чувствительностью достаточно хорошо воспроизводят как тихие, так и громкие звуки.
Коэффициент гармоник ( Total Harmonic Distortion — THD ) оценивает нелинейные искажения, связанные с появлени ем в выходном сигнале новых спектральных составляющих. Коэффициент гармоник нормируется в нескольких диапазонах частот. Например, для высококачественных АС класса Hi - Fi этот коэф фициент не должен превышать: 1,5% в диапазоне частот 250 — 1000 Гц; 1,5 % в диапазоне частот 1000 — 2000 Гц и 1,0 % в диапа зоне частот 2000 — 6300 Гц. Чем меньше значение коэффициента гармоник, тем качественнее АС.
Электрическая мощность ( Power Handling ), которую выдерживает АС, является одной из основных характеристик. Од нако нет прямой взаимосвязи между мощностью и качеством вос произведения звука. Максимальное звуковое давление зависит скорее, от чувствительности, а мощность АС- в основном определяет ее надежность.
Часто на упаковке АС для ПК указывают значение пиковой мощности акустической системы, которая не всегда отражает ре альную мощность системы, поскольку может превышать номи нальную в 10 раз. Вследствие существенного различия физических процессов, происходящих при испытаниях АС, значения электрических мощностей могут отличаться в несколько раз. Для сравнения мощности различных АС необходимо знать, какую именно мощность указывает производитель продукции и какими методами испытаний она определена.
Некоторые модели колонок фирмы Microsoft подключаются не к звуковой карте, а к порту USB . В этом случае звук поступает на колонки в цифровом виде, а его декодирование производят не большой Chipset , установленный в колонках.
Вопросы для самоконтроля:
1. Состав звуковой подсистемы ПК;
2. Модуль записи и воспроизведения;
3. Модуля синтезатора;
4. Модуль интерфейсов;
5. Модуль микшера;
6. Принцип работы и технические характеристики акустических систем. Программное обеспечение;
7. Форматы звуковых файлов;
8. Средства распознавания речи.
Wynn Plaza Hotel & Casino - Mapyro
ОтветитьУдалитьMapYRO Realtime Gaming 서울특별 출장샵 Reviews 부천 출장마사지 Wynn Plaza Hotel & Casino. View realtime gaming 서울특별 출장마사지 times, see activity, directions, and phone number of 안산 출장샵 Wynn 고양 출장마사지 Plaza Hotel & Casino