Видеоадаптер (видеокарта) является компонентом видеосис темы ПК, выполняющим преобразование цифрового сигнала, циркулирующего внутри ПК, в аналоговые электрические сигналы, подаваемые на монитор. По существу, видеоадаптер выпол няет роль интерфейса между компьютером и устройством отображения информации (монитором).
По мере развития ПК видеоадаптеры стали реализовывать ап паратное ускорение 2 D - и З D -графики, обработку видеосигна лов, прием телевизионных сигналов и многое другое. Современ ный видеоадаптер, называемый Super VGA ( Super Video Graphics Adapter ), или SVGA , представляет собой универсальное графическое устройство.
Видеоадаптер определяет следующие характеристики видеоси стемы:
· максимальное разрешение и максимальное количество отображаемых оттенков цветов;
· скорости обработки и передачи видеоинформации, определя ющие производительность видеосистемы и ПК в целом.
Кроме того, в функцию видеоадаптера включается форми рование сигналов горизонтальной и вертикальной синхрониза ции, используемых при формировании растра на экране мони тора.
Принцип действия видеоадаптера состоит в следующем.
Процессор формирует цифровое изображение в виде матрицы NxM n -разрядных чисел и записывает его в видеопамять. Участок видеопамяти, отведенный для хранения цифрового образа текущего изображения (кадра), называется кадровым буфером, или фрейм-буфером.
Видеоадаптер последовательно считывает (сканирует) содер жимое ячеек кадрового буфера и формирует на выходе видеосигнал, уровень которого в каждый момент времени пропорционален значению, хранящемуся в отдельной ячейке. Сканирование видеопамяти осуществляется синхронно с перемещением электронного луча по экрану ЭЛТ. В результате яркость каждого пиксела на экране монитора пропорциональна содержимому соответствующей ячейки памяти видеоадаптера.
По окончании просмотра ячеек, соответствующих одной строке растра, видеоадаптер формирует импульсы строчной синхронизации, инициирующие обратный ход луча по горизонтали, а по окончании сканирования кадрового буфера формирует сигнал, вызывающий движение луча снизу вверх. Таким образом, частоты строчной и кадровой развертки монитора определяются скоростью сканирования содержимого видеопамяти, т.е. видеоадаптером.
Режимы работы видеоадаптера , или видеорежимы, представля ют собой совокупность параметров, обеспечиваемых видеоадап тером: разрешение, цветовая палитра, частоты строчной и кадровой развертки, способ адресации участков экрана и др.
Все видеорежимы делятся на графические и тексто вые. Причем в различных режимах видеоадаптера используются разные механизмы формирования видеосигнала, а монитор в обоих режимах работает одинаково.
Графический режим является основным режимом работы ви деосистемы современного ПК, например под управлением Windows . В графическом режиме на экран монитора можно вывести текст, рисунок, фотографию, анимацию или видеосюжет. В графическом режиме в каждой ячейке кадрового буфера (матрицыNxM n -раз рядных чисел) содержится код цвета соответствующего пиксела экрана. Разрешение экрана при этом также равно NxM . Адресуемым элементом экрана является минимальный элемент изображения — пиксел. По этой причине графический режим называют также режимом АРА ( All Point Addressable — все точки адресуемы). Иногда число п называют глубиной цвета. При этом коли чество одновременно отображаемых цветов равно 2", а размер кад рового буфера, необходимый для хранения цветного изображения с разрешениемNx М и глубиной цвета п, составляет N * M бит.
В текстовом (символьном) режиме, как и в графическом, изоб ражение на экране монитора представляет собой множество пик селов и характеризуется разрешением NхМ.
Изображение символа в пределах каждого знакоместа задается точечной матрицей ( Dot Matrix ). Размер матрицы зависит от типа видеоадаптера и текущего видеорежима. Чем больше точек используется для отображения символа, тем выше качество изображения и лучше читается текст. Точки матрицы, формирующие изображение символа, называются передним планом, остальные — задним планом, или фоном. На рис. 4.13 показана символьная матрица 8x8 пикселов. Допустив, что темной клетке соответствует логическая единица, а светлой — логический ноль, каждую строку символьной матрицы представим в виде двоичного числа. Следовательно, графическое изображение символа можно хранить в виде набора двоичных чисел. Для этой цели используется специальное ПЗУ, размещенное на плате ви- деоадаптера. Такое ПЗУ называют аппаратным знакогенератором.
Совокупность изображений 256 символов называется шрифтом. Аппаратный знакогенератор хранит шрифт, который автоматически используется видеоадаптером сразу же после включения компьютера (обычно это буквы английского алфавита и набор специальных символов). Адресом ячейки знакогенератора является порядковый номер символа.
Главная особенность текстового режима в том, что адресуемым элементом экрана является не пиксел, а знакоместо. Иными словами, в текстовом режиме нельзя сформировать произвольное изображение в любом месте экрана — можно лишь отобразить символы из заданного набора, причем только в отведенных символьных позициях.
Другим существенным ограничением текстового режима является узкая цветовая палитра — в данном режиме может быть отображено не более 16 цветов.
Таким образом, в текстовом режиме предоставляется значительно меньше возможностей для отображения информации, чем в графическом. Однако важное преимущество текстового режима — значительно меньшие затраты ресурсов ПК на его реализацию.
Источником видеосигнала чаще всего является аналоговое уст ройство — телевизионный тюнер, видеомагнитофон, видеокаме ра. Для передачи на компьютер цифрового видео (например, сигнала цифровых видеокамер) используется специальный циф ровой порт Fire Wire . Однако цифровые видеокамеры пока не получили широкого распространения. Поэтому для компьютерной обработки сигналов аналоговых видеоустройств необходимо выполнить их оцифровку, т. е. преобразование из аналоговой в циф ровую форму. Для этого нужны карты ввода/вывода, принимаю щие входящий аналоговый видеосигнал и оцифровывающие его в реальном времени, затем эти данные необходимо сохранить на жестком диске. После сохранения оцифрованного изображения выполняют его редактирование. Эти функции осуществляет уст ройство захвата видеосигнала.
Устройство захвата видеосигнала — видеобластер ( VideoBlaster ) Представляет собой видеоплату, называемую также захватчиком изображений, устройством ввода видео, ТВ-граббером ( Grab ~~захватывать), имидж-кепчерами ( Image Capture — захват изображения), и обеспечивает:
1. прием низкочастотного видеосигнала (от видеокамеры, маг нитофона или телевизионного тюнера) на один из программно- выбираемых видеовходов;
2. отображение принимаемого видео в реальном времени в мас штабируемом окне среды Windows ( VGA -монитор можно исполь зовать вместо телевизора);
3. замораживание кадра оцифрованного видео;
4. сохранение захваченного кадра на винчестере или другом доступном устройстве хранения информации в виде файла в одном из принятых графических стандартов ( TIP , TGA , PCX , GIF и др.).
Видеодекодер обеспечивает прием сигнала с одного из входов, его оцифровку, цифровое декодирование согласно телевизион ному стандарту и передачу полученных YUV -данных видеоконт роллеру.
Видеоконтроллер выполняет организацию потоков оцифрован ных данных между элементами видеоплаты, осуществляет необ ходимые цифровые преобразования данных (например, YUV в RGB , масштабирование), организует их хранение в буфере соб ственной памяти, пересылку данных по шине компьютера присохранении на винчестере, а также их передачу цифроаналогово-му преобразователю.
Цифроаналоговый преобразователь совместно с видеоконтрол лером участвует в формировании «живого» ТВ-окна на экране монитора, выполняет обратное аналоговое преобразование циф рового захваченного изображения, осуществляет передачу сигна ла от видеоадаптера либо RGB -сигнала из буфера памяти на монитор.
Рисунок 9 - Обобщенная структурная схема видеобластера
При выборе карты видеобластера необходимо принимать во внимание его основные показатели:
разрешение кадров в сохраняемом видеопотоке;
возможность и типы аппаратной компрессии (сжатия) ви деоинформации в режиме реального времени;
возможность одновременного ввода видео- и звуковой ин формации.
Наиболее распространены следующие карты видеобластера:
· массовые карты начального уровня;
· полупрофессиональные;
· профессиональные карты начального уровня;
· профессиональные.
Массовые карты начального уровня способны захватывать и сохранять на жестком диске видеопоток с разрешением кадра, не превышающим 352 х 288 точек, хотя для сохранения отдельных кадров возможно вдвое большее разрешение. Аппаратная компрессия видеоизображения отсутствует, поэтому при работе с такими картами необходимо использовать специальную программу — кодер, позволяющую в реальном времени сжимать видеопоток по алгоритму MPEG -1 или MPEG -2. Звуковой вход в устройствах этого класса отсутствует, что требует отдельной записи звука через вход звуковой карты.
Полупрофессиональные карты обеспечивают разрешение в 768 х 575 точек, соответствующее стандарту для видео в формате PAL ; поддерживают самый простой тип аппаратной компрессии видео M - JPEG , позволяющий уменьшить объем, занимаемый оцифро ванным фильмом, в 100 раз. Однако звукового входа эти карты не имеют.
Профессиональные карты начального уровня имеют аудиовход, что позволяет одновременно записывать на жесткий диск видео- и звуковое сопровождение; обеспечивают аппаратную компрес сию по типу M - JPEG и могут быть использованы не только для ввода, но и для вывода отредактированного видеофильма с ПК на видеомагнитофон. Последнее позволяет хранить фильмы на обычной видеокассете при использовании компьютера как мон тажного стола.
Профессиональные карты имеют возможность аппаратного сжатия по алгоритму MPEG -1 или MPEG -2 с уменьшением объема оцифрованного фильма в 200 раз.
Для работы с видео рекомендуется оснастить компьютер SCSI - винчестером с объемом памяти не менее 20 Гбайт.
После редактирования и монтажа видеофильм можно вновь переписать на аналоговую видеокассету, воспользовавшись видео-входом той же карты, либо подвергнуть еще более жесткому сжатию по алгоритмуMPEG -4 для последующей записи на CD - R .
Вопросы для самоконтроля:
1. Видеоадаптеры: назначение, функции и типы;
2. Режимы работы и характеристики видеоадаптеров, их основные компоненты и характеристики;
3. Выбор видеоадаптера;
4. Устройство захвата видеосигнала — видеобластер.
Комментариев нет:
Отправить комментарий